Мы первая дошкольная образовательная организация в Иркутской области, которая открыто живет и работает в духе Реджио.
Реджио-подход зародился в небольшом городке Реджио Эмилия на севере Италии. Основатель и вдохновитель идей «100 языков ребенка» является Лорис Малагуцци. И уже на протяжении более 50 лет педагоги разных стран разделяют эту философию, открывают детские сады и школы «вдохновленные Реджио».
Основные принципы:
· Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
· Ребенок – главный деятель в образовательном процессе. Он способен контролировать свое обучение и развитие.
· Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя. Во всем этом их нельзя ограничивать.
· Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
· У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа - это и есть «100 языков ребенка»).
· У каждого ребенка три учителя: взрослый (родитель, педагог), сверстник, среда (окружающее пространство здесь и сейчас).
Данные принципы успешно реализуются посредством проектного подхода – исследовательская деятельность, основанная на интересе детей. Взрослый является наставником и партнером. И высшая задача взрослого верить в ребенка, дать возможность проявиться ребенку, его истинному интересу и помочь выразить себя разными способами. Проектная деятельность предусматривает работу в команде, где воспитываются основы демократии, ребенок учится выражать свое мнение и слышать других. Только в обществе ребенок и взрослый могут в полной мере проявить личную и социальную ответственность.
Среда, как третий учитель, играет важную роль в процессе познания мира. Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят, поддерживают и взрослые, и дети. Большое внимание уделяется природным материалам и цифровому обеспечению. В любой момент ребенок может заинтересоваться кедровой шишкой, подробно ее рассмотреть через микроскоп и сделать свои маленькие, но важные открытия.
Наблюдения и документация – важные инструменты Реджио-педагога. Познавательный процесс ребенка порой не осязаем, незаметен. И только выстраивание открытого диалога с ребенком, внимательное наблюдение за свободной детской игрой, своевременное фиксирование процесса позволяют сделать обучение видимым. Фотографии, видео, цитаты детских высказываний, детские работы, комментарии взрослых, составление карты развития позволяют сделать процесс обучения видимым.
Реджио-подход гармонично вписывается в естественный процесс развития ребенка, в его повседневную жизнь, активно включает в образовательный процесс всю семью. При поддержке родителей детский сад и семья становятся единым пространством для счастливого детства.
.
Реджио-подход – гуманная педагогика. Ребенок, с его энергией, любопытством, фантазией – настоящий творец самого себя, конструктор своей личности. Жизнелюбие, творчество, любознательность, общительность, способность к состраданию и поддержке – вот ведущие качества и навыки современного человека, которые будут актуальны всегда, в любое время, в любом обществе.
Ребёнок состоит из сотни. У ребёнка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребёнка сто (и ещё сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребёнок говорит: сотня здесь.
Лорис Малагуцци
«Ребенок – это не сундук, который нужно как можно плотнее заполнить, а шкатулка, из которой нужно как можно больше достать» Лорис Малагуцци.
Приглашаем Вас вместе с нами открыть эти чудесные шкатулки.